Специалист по платным услугам
8 (02151) 5-31-40

Регистратура
8 (02151) 5-21-03

e-mail: vdvinskcrb@mail.ru

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.

По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка   из 1000.

Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии - недостаточности центральной нервной системы.

Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномалией развития организма ребёнка, врожденными нарушениями в обменных процессах организма, органическим поражением центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом.

ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МЛАДЕНЦЕВ

Полностью картина заболевания формируется у ребёнка к 2,5-3 годам, но ранние симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.

У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует  на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

Признаки аутизма у малыша.

Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже  у шестимесячного младенца.

  • излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром.
  • чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится.
  • отказ от материнского молока.
  • отсутствие реакции на голоса и на появление родителей.
  • попытка уклониться от прикосновения родителей.
  • нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то разглядывал.
  • возможно отставание в развитии.
  • это может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.

В более взрослом возрасте можно выделить также следующие симптомы раннего детского аутизма:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности  в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к повторяющимся действиям, словам;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоциональных реакций на близких, даже на мать (вплоть  до полного безразличия);
  • нарушения развития речи (ребёнок не говорит, или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);
  • повышенная тревожность, страхи;
  • плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы (в раннем возрасте  у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверх привязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.

Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи. Задача родителей - быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА

Работа по развитию речи.

  • много разговаривайте с ребёнком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;
  • постоянно вовлекайте ребёнка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
  • постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
  • давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.

Работа с агрессией.

  • при агрессии не следует ребёнка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удаётся, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребёнку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
  • игры, занятия с ребёнком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений, ухаживая за ними, ребёнок подходит к осознанию «живого», сопереживающего живому, ответственности за него.
  • необходимо знакомить ребёнка с аутизмом с жизнью других детей.

Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма.

Все эти мероприятия помогают вашему ребёнку лучше ориентироваться   в окружающем мире, преодолеть его изоляцию.

Обращайтесь за помощью к специалистам.

По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8 (0212) 61-45-82 зав. детско – подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8 (0212) 69-29-69 зав. детским психонаркологическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна).

 

Подготовила: главный внештатный специалист по детской психиатрии и медико - социальной реабилитации подростков УЗО Витоблисполкома Е.Л.Данилова

Мы на карте

Специалист по платным услугам
8 (02151) 5-31-40

Регистратура
8 (02151) 5-21-03

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.