Кризисные ситуации в жизни подростка
Подростковый период (12 – 18 лет) является очень важным в психосоциальном развитии. Главными вопросами этого возраста являются «кто я?», «куда я иду?» «как я впишусь в мир взрослых?». Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, поэтому этот возраст считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и кризисных состояний. Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются, в основном, страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой профессионального выбора, а также с учебной деятельностью. Сложные контрольные работы, экзамены, плохие отметки, конфликтные отношения с учителями, недостаточное знание предмета, угроза потерпеть публично неудачу на уроке, дефицит времени являются причиной хронического эмоционального стресса практически у каждого второго старшеклассника.
Говоря о кризисных состояниях подростка, необходимо выделить главное – ему плохо, он не справляется с жизненной ситуацией, его эмоциональное состояние неустойчиво, его деятельность мало эффективна, его контакты с другими людьми разрушены или ограничены. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Это рождает у него ощущение, непонимания, одиночества, безысходности. Невысказанные или непонятые эмоции могут подтолкнуть подростка к необдуманным действиям. Именно на этот возраст приходится пик экспериментов с психоактивными веществами, которые, по мнению подростков, могут ослабить эмоциональные стрессы. Для этого возраста характерны и мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей: «Вот умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
- глубоко ранящая обида;
- несчастная любовь или разрыв отношений;
- ссора или острый конфликт со значимыми людьми;
- травля, отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников;
- смерть родителя, члена семьи или близкого человека;
- тяжёлое заболевание;
- перенесённое насилие;
- неудачи на фоне высоких требований со стороны школы или семьи;
- неблагополучие в семье (развод, алкоголизм родителей, нестабильная обстановка).
Что делать? Как помочь?
- Предложите подростку доверительно поговорить.
- Внимательно слушайте подростка, дайте ему возможность высказаться.
- Сохраняйте спокойствие, контролируйте свои эмоции.
- Не перебивайте, не делайте быстрых выводов, не осуждайте, не поучайте.
- Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените глубину эмоционального кризиса.
- Предложите рассказать о проблеме через другие средства коммуникации (письмо, записку).
- Постарайтесь выяснить намерения подростка или план его дальнейших действий.
- Дайте знать, что хотите помочь.
- Спросите, кого бы подросток хотел включить в круг помощи.
- Расскажите подростку, что можно обратиться за помощью к специалистам.
- В случае угрозы жизни и безопасности подростка обратитесь к специалистам без согласия подростка.
Период сильных эмоциональных реакций обычно длится от одной до шести недель. Очень важно понимать природу кризиса и в соответствии с этим пониманием выстраивать работу по оказанию помощи. Традиционно работа с кризисом предполагает воздействие непосредственно на подростка - развитие его адаптивных механизмов, работа с самооценкой и поиск его внутренних ресурсов для преодоления психотравмирующей ситуации. Однако важен и другой подход – средовой, т.е. работа с кризисом через изменение характеристик среды, воздействующей на подростка в школе и дома. В одиночестве трудно преодолеть сложную кризисную ситуацию и поэтому, если у молодого человека отсутствует социальная среда, способная его поддержать, её необходимо создать с помощью значимых взрослых и сверстников.
Психолог УЗ «Верхнедвинская ЦРБ»
О.В. Сушко